5 АВГУСТА / 17:00 / ПРИВЕТСТВЕННАЯ ЛЕКЦИЯ КИРИЛЛА ГАРШИНА
Приглашаем на артист-ток резидента «Зари» Кирилла Гаршина. Это один из немногих современных российских художников, работающих исключительно с живописью. В его авторских поисках просматриваются, с одной стороны, отсылки к советскому гиперреализму, а с другой — попытки переосмысления актуальных интернациональных тенденций, где главными темами становятся память и исследование повседневности.
С середины 2022 года Кирилл ведет живописный проект «Бестиарий», особенностью которого является использование мёда, глины и органических красок, сделанных из растений, а также крапивной ткани в качестве холста. С концептуальной точки зрения цикл работ визуализирует общее ментальное состояние общества через образы животных, находящихся в том числе в Красной книге РФ. Стилистически же в работах использованы отсылки к православной иконе с ее угловатостью и декоративностью с одной стороны и с реалистичными элементами — с другой. По словам художника, данный цикл знаменует его «отход от традиционной техники живописи к экологичности в рабочем процессе».
В резиденции Кирилл планирует развивать свой проект, изучая редких животных Дальнего Востока, а также местные растения, которые могут быть использованы в качестве пигмента для краски.
- Справка:
Кирилл Гаршин (род. 1990, Воронеж) окончил Воронежское художественное училище по специальности «художник-педагог». Избранные персональные выставки: Персональный стенд на Cosmoscow (Москва, 2022), «Мечты о небесных светилах на чёрной земле» (галерея «Х.Л.А.М.», Воронеж, 2020), «Ночные животные» (галерея «Сцена», Москва, 2018). Избранные групповые выставки: «Комната для всех» (галерея «Сцена», Москва, 2023), Первая триеннале российского современного искусства (музей «Гараж», Москва, 2017), «В славном городе Воронеже» (ЦСИ «Винзавод», Москва, 2016), IV Московская международная биеннале молодого искусства (Музей Москвы, Москва, 2014).
ВХОД СВОБОДНЫЙ
1 ИЮЛЯ / 19:00–20:00 / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
Художница из Санкт-Петербурга Ярослава Комиссарова в своих инсталляциях, публичных интервенциях и росписях стен обращается к историям территории Приморского края как разветвленной структуре, образующей частные и коллективные нарративы. В рамках арт-резиденции «Заря» ее интересовало этнографическое наследие земли, на которой раскинулся Владивосток и города вокруг него.
Проведя активную исследовательскую работу, Ярослава проанализировала исторический ландшафт Приморья через роспись двух стен — внутри ЦСИ и на уличной территории Фабрики. В рамках открытия также пройдет презентация зинов, созданных участниками её июньских мастер-классов: практикуя искусство соучастия, художница вступает в полилог не только с молодыми художниками и поэтами Владивостока, но и с самим пространством читального зала «Зари».
- Terra incognita / Читальный зал
В основу изображения легла карта, найденная художницей в собрании Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева. Береговая линия вдоль территории Приморского края, прорисованная угадываемой абстрактной волной, меняет тон в зависимости от уровня воды у побережья изображенного Японского моря, а цветовая градация становится своеобразной шкалой уровня загрязнения прибрежных вод, референс для которой также был обнаружен в музее. Сетку, которую Ярослава изображает как основу рисунка, можно отнести как к модернистской сетке, описанной искусствоведом Розалиндой Краусс, так и к навигационным картам, позволяющим морякам Приморья передвигаться по водной территории региона. Комиссарова словно отменяет время и называет изображенную территорию «терра инкогнита» (от лат. terra incognita — «неизвестная земля»), давая понять, что не все земли на планете могут быть до конца исследованы. В работе вообще много символичного: к примеру, красная лента здесь служит метафорой частной жизни, всегда пролегающей параллельно большим историческим нарративам. При этом никаких готовых ответов о навигации в «смутное время» художница не дает, предоставив право каждому зрителю самостоятельно найти для себя свой ответ на сложные вопросы.
- Царства проходящие / Уличная территория Фабрики «Заря»
Посещение Музея истории и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН позволило Ярославе сделать акцент на непревалирующей (в Приморье чаще всего встречаются удэгейцы) коренной народности региона — айнах, живших, преимущественно, на острове Сахалин. На уличной территории художница изображает двух представительниц этого народа, а также «Абрикосовый храм» (один из первых буддистских храмов на карте современного Приморья). Вопрос прав малых народностей на территории обширного государства сегодня волнует художницу особенно сильно.
Комиссарову вдохновляет и сила природы, сформировавшая характер местных жителей. Она называет ее «первичной стихией, не принимающей личин». По словам Ярославы, именно нахождение в такой заряженной энергией точке на стыке цивилизаций и позволяет современным жителям развивать в себе потенциал к преодолению ксенофобии. Территория, перемещение людей по которой всегда было активным и непрерывным, задает особую напряженность воздуху и земле.
Владивосток — территория для страны относительно молодая, и артефакты времени здесь хранят истории прежних территорий Маньчжурии и Бохайского царства. Быт задается условиями географии пространства, и свидетельствами времени становятся уже не киоты, как в Центральной России и на севере, а иные рукотворные предметы, часто входившие в быт удэгейских поселений — такие как, например, одежда и обувь из рыбьей кожи. Петроглифы в Хабаровском крае также могут служить проявленными следами истории места.
Вплетая в свой проект археологию фольклора и нарративов единомышленников, с которыми Ярослава познакомилась во время резиденции, художница выступает своеобразным проводником коллективного знания о том, какие же слои истории хранит Приморье и что выкристаллизовывается на поверхности ископаемых смыслов.
ВХОД СВОБОДНЫЙ
Текст: Яна Гапоненко, ментор арт-резиденции «Заря»
20 МАЯ / 16:00–17:30 / КИНОЗАЛ
В рамках «Ночи музеев» свою приветственную встречу проведет новая резидентка «Зари» Ярослава Комиссарова (Санкт-Петербург), где расскажет про художественный опыт и будущий проект во Владивостоке.
Деятельность Комиссаровой разделена на две взаимодополняющие части: работа с малой формой (лист бумаги — рисунок, графика) и работа с пространством (инсталляция, стрит-арт). Она создает визуально минималистичные работы в заброшенных пространствах и на природе, внимательно анализируя их особенности и фактуру. Важным жанром для Ярославы является анималистика — через образы животных она изучает локальную идентичность разных мест.
В своих проектах художница исследует антропологию, национальную природу и природу человека в целом, принятие себя и преодоление ксенофобии. Не менее значима и тема детства: иллюстрации к сказкам, издания детских книг. В проектах Комиссаровой также можно найти литературные, архитектурные, фольклорные и мифологические отсылки.
В резиденции художница планирует создать масштабную роспись и провести несколько занятий с подростками. Уроки будут построены как на освоении нового (например, композиция небольшой книги), так и на их личных размышлениях (например, наполнение зина своими мыслями-рисунками).
- Справка:
Ярослава Комиссарова (род. 1989, Ленинград) – художница, иллюстратор. Окончила Академию им. А. Л. Штиглица, факультет живописи и реставрации. С 2018 года является членом Санкт-Петербургского Союза художников. Избранные групповые выставки: «Красный угол» (галерея «PROGRAFICA», Санкт-Петербург, 2022), «Пересборка» (арт-резиденция «Шкаф», Санкт-Петербург, 2022). Участница резиденции «Марьин Дом» (Архангельская область, 2021).
ВХОД СВОБОДНЫЙ
Изображение: Ярослава Комиссарова. Hortus Edenis. 2022. Грунтовка, фасадная акриловая краска.
7 МАЯ / 17:00 / АРТИСТ-ТОК АЛЕКСАНДРА ДАШЕВСКОГО / КИНОЗАЛ
В следующее воскресенье приглашаем посетить приветственную лекцию нового резидента «Зари» — художника и куратора из Санкт-Петербурга Александра Дашевского.
Александр работает с разными медиа, но своим главным занятием считает изучение возможностей современной живописи. Интерес автора к свойствам изображения, сделанного красками, его иллюзорности и материальности сформировался благодаря общению с художниками ленинградской неофициальной культуры. С другой стороны, как в 1990-е, когда Дашевский начинал свою практику, так и сейчас, серьезная работа с фигуративной живописью оказывается нелегким вызовом, будоражащим его изобретательность.
Будущий резидентский проект является попыткой исследования различных памятников Владивостока и процесса мемориализации событий или людей, которые они отражают. Александр планирует разработать эскиз памятника-конструктора — монумента, с одной стороны, выполняющего функции памятника, с другой —позволяющего и даже провоцирующего человека на социальное соучастие. В будущем это может стать терапевтическим и даже утопическим пространством, где люди могли бы конструировать новую память.
- Справка:
Александр Дашевский (род. 1980, Ленинград) — куратор, художник. Окончил факультет теории и истории искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и экономический факультет Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Его произведения находятся в коллекциях Государственного русского музея (Санкт-Петербург), Московского музея современного искусства (Москва).
Избранные персональные выставки: «Die Schere im Kopf / Ножницы в голове» (Московский музей современного искусства, 2023), «99 luftballons» (галерея InArt, Москва, 2023), «Банда симулянтов» (галерея Anna Nova, Санкт-Петербург, 2019). Избранные групповые выставки: «Между строк. Текстуальное в визуальном» (галерея «Триумф», Москва, 2022), «Дневники странствий» (галерея «Культпроект», Москва, 2022), «Структуры» (Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург, 2017).
ВХОД СВОБОДНЫЙ
Изображение: Александр Дашевский. Памятник художнику. 2020. Бумага, акриловая тушь
ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ:
СОВЕТСКАЯ СТРАТЕГИЯ ОТШЕЛЬНИЧЕСТВА ВОЗВРАЩАЕТСЯ К ХУДОЖНИКАМ
Дом, укрытие, safespace или отшельничество — что из этого больше всего соответствует потребностям нашей новой реальности? Наиболее точным в нынешних кризисных условиях кажется именно укрытие (или убежище) — в силу своей временности, как бы по умолчанию включенной в это понятие, и экстренности, также присутствующей в этом слове. Однако проекты художников — первых участников нового сезона обновленной арт-резиденции «Заря», коснулись всех четырех понятий. Шестеро молодых приморских художников независимо друг от друга обратились к теме укрытия во время работы в мастерской Центра современного искусства «Заря» в ноябре 2022 — январе 2023 года.
1 АПРЕЛЯ / 17:00 / КИНОЗАЛ
На днях в арт-резиденцию «Заря» приехала Елизавета Наркевич — художница, поэтесса и исследовательница из Москвы. В ближайшую субботу она проведет приветственную встречу, на которой расскажет о своем творческом пути и методах работы, а также о будущем проекте.
Художница планирует создать инсталляцию и серию объектов, связанных с историческим периодом, когда Владивосток был закрыт по инициативе советского руководства. С одной стороны, это место было выходом в мир — именно отсюда многие суда уходили в длительные международные рейсы, а у людей была редкая для того времени возможность побывать за рубежом. С другой стороны, «закрытость» города зачастую не позволяла попасть сюда даже советским гражданам, если они не работали во Владивостоке или не имели местной прописки. В этой двойственности заключается некий парадокс советского Владивостока: от кого он был закрыт — от «чужих» или от «своих»? Елизавета попытается найти «следы» того периода в настоящем — в виде артефактов, фактур и привычек горожан.
Образование на стыке дизайна и кино позволяет художнице комбинировать и выявлять новые способы выразительности для своих идей. В частности, Елизавета работает с живописью, графикой, коллажами и инсталляцией. Подобная предрасположенность к экспериментам сочетается с другим интересом — путешествиями. Художница побывала в разных уголках России и мира, изучая локальную специфику и контекст. Итогом поездок стали коллажи на джинсовой ткани из проекта «Штаны-путешественники» — собирательный образ мыслей и впечатлений от посещаемых мест. Не станет исключением и Владивосток — с нетерпением ждем работу про портовый город!
Если у вас нет возможности посетить встречу, но хочется поучаствовать в проекте, вы можете поделиться своими воспоминаниями (или воспоминаниями своих друзей и близких) по почте info@zaryavladivostok.ru или написать напрямую автору.
- Справка:
Елизавета Наркевич (род. 1977, Москва) — художница, дизайнер и скульптор. Окончила МАХУ (Московское академическое художественное училище) памяти 1905 года по специальности «Художник театра» (Москва) и ВГИК (Всероссийский государственный университет кинематографии) им. С.А. Герасимова по курсу «Художник кино и телевидения». Живет и работает в Москве.
Избранные персональные выставки: «Штаны-путешественники. Квартирник» (галерея «На Варшавке», Москва, 2022), «Фактура Perfect» (Polar Art Residence, Норильск, 2021). Избранные групповые выставки: «Москва — среда обитания» (Дарвиновский музей, Москва, 2022), «Магия кино и театра» (МДХ, Москва, 2022).
ВХОД СВОБОДНЫЙ
Изображение: Елизавета Наркевич. Стамбул. Из серии «Штаны-путешественники». 2018. Джинсовая ткань, акрил, коллаж
18 МАРТА / 17:00 / ПРИВЕТСТВЕННАЯ ЛЕКЦИЯ ИЛЬЯСА И ЯНЫ ДЖАН-ША / КИНОЗАЛ
С 13 марта по 23 апреля гостями арт-резиденции «Заря» станут хабаровские художники Ильяс и Яна Джан-Ша, также известные как арт-группа «Шизандра». Брат и сестра относят свое творчество к так называемой «странной дальневосточной волне» — практике на стыке разных форм искусства: музыки, видео, перформанса, поэтических текстов и визуальных сопровождений к ним (коллажа, ассамбляжа и иллюстрации).
Проекты «Шизандры» тесно связаны с творческим сообществом Дальнего Востока и с локальной идентичностью. Их метод — это эксперимент, арт-терапия, исследование и импровизация. Гостям «Зари» «Шизандра» знакома по одноименному зину, выпущенному в 2019 году и посвященному личным переживаниям Яны через анализ известных дальневосточных брендов и символов. После издания сборника Ильяс каждому тексту помог обрести собственное звуковое сопровождение и стать музыкальной композицией.
На протяжении своей резиденции художники намерены создать второе издание зина, основными темами которого станут принятие, природа и любовь, и параллельно записать альбом. В ближайшую субботу, в 17:00, Ильяс и Яна проведут артист-ток в кинозале ЦСИ «Заря», на котором подробнее расскажут о своей практике и методах работы.
- Справка:
◆ Яна Джан-Ша (род. 1988) — художница. Окончила РГСУ (Российский государственный социальный университет) по специальности «Связи с общественностью в политической сфере», Москва. Также проходила обучение по курсу «Академический рисунок» в лиге студентов-художников, Нью-Йорк, обучалась китайскому языку и каллиграфии в Национальном университете Чэнчи, Тайбэй (Тайвань). Живет и работает в Хабаровске.
◆ Ильяс Джан-Ша (род. 1997) — художник, музыкант. Обучался в Хабаровском краевом колледже искусств игре на барабанах и гитаре. Окончил РГПУ (Российский государственный педагогический университет) им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) по специальности «Психология». Живет и работает в Хабаровске.
ВХОД СВОБОДНЫЙ
ЦСИ «Заря» и Фонд искусства «Голубицкое» рады объявить результаты открытого набора заявок в арт-резиденцию «Заря» на 2023 год.
Благодарим всех участников за интерес к программе, проделанную работу и ожидание итогов. В этом году было подано более 240 индивидуальных и коллективных заявок из 16 стран: Аргентины, Бельгии, Великобритании, Германии, Индии, Ирана, Италии, Китая, Кыргызстана, Латвии, Марокко, России, Сингапура, Турции, Финляндии и Японии.
К сожалению, из-за ограниченного количества мест в резиденции мы не можем принять всех достойных авторов, но искренне желаем им удачи в дальнейшей реализации идей.
Лауреаты:
◆ Кирилл Гаршин (Воронеж) — художник.
Проект: изучение дальневосточной флоры и фауны, создание живописных работ из цикла «Бестиарий» с использованием местных растений в качестве пигмента для красок.
◆ Манту Дас (Гувахати, Индия) — художник.
Проект: исследование параллелей в русской и индийской мифологии, создание световой инсталляции и цикла живописи, основанных на баснях и истории региона.
◆ Александр Дашевский (Санкт-Петербург) — художник, куратор.
Проект: книга художника и серия графики, посвященные истории возведения и сноса монументов во Владивостоке.
◆ Яна Джан-Ша и Ильяс Джан-Ша (Хабаровск) — художники, участники группы «Шизандра».
Проект: подготовка поэтическо-коллажного зина, музыкальный перформанс.
◆ Ярослава Комиссарова (Санкт-Петербург) — художница, иллюстратор.
Проект: живописная сайт-специфичная инсталляция.
◆ Айша Джанна Мюллер (Скансано, Италия) — художница.
Проект: инсталляция, серия фотографий и видеоработ, созданных на основе художественного исследования зимнего солнцестояния в Приморье.
◆ Елизавета Наркевич (Москва) — художница, дизайнер, скульптор.
Проект: серия коллажей и тотальная инсталляция по итогам художественного исследования Владивостока эпохи «закрытого города» (1952–1991).
◆ Алина Стрельцова (Москва) — искусствовед, журналист, шеф-редактор журнала «Искусство».
Проект: исследование региональной художественной среды.
Поздравляем победителей!
21 ЯНВАРЯ / 16:00 / КИНОЗАЛ
Последней резиденткой из Приморья, выбранной осенью прошлого года кураторскими командами ЦСИ «Заря» и Фонда искусства «Голубицкое», стала художница Саша Бухарина.
Саша вдохновляется ар-брютом, «наивным» и «первобытным» искусством. В медиумах она тяготеет к графике и живописи, а также ведет «рисовальные дневники». Один из таких дневников — «книга учета» — будет представлен на выставке по итогам арт-резиденции «Заря» как work in progress. В своем творчестве художница исследует «духовную разобщенность общества» и собственное психологическое состояние в этой связи. Весной 2022 года художница издала совместный с Анастасией Самбурской зин со стихами и графикой. Бухарина работает с ее личными состояниями деперсонализации (расстройства самовосприятия личности и утрата чувства собственного «Я») и дереализации (сопровождающееся статусами «уже виденного» или «никогда не виденного» и, в конечном итоге, перерабатываемое ею в немой язык образов).
Один из ключевых персонажей в живописи и графике Бухариной — то, что художница сама называет «анимус», некий социальный конструкт ее альтер-эго. Анимус — это антропоморфный «аватар» автора, бесполое существо, посредством которого она ведет коммуникацию со зрителями изнутри своих полотен. Работая с собственными внутренними ограничениями, влияющими на ее личную оптику восприятия мира, художница заходит на территорию социальной антропологии, подчеркивая разрыв между реальным объектом и его представлением, описанием.
В работах, сделанных во время арт-резиденции, художница манифестирует одиночество человека в толпе. Для нее, как и для многих местных резидентов обновленного сезона в «Заре», это первый опыт персонального проекта. При этом она, словно губка, впитывает вдохновение от соратников и единомышленников, окружающих ее повседневно.
ВХОД СВОБОДНЫЙ
14 ЯНВАРЯ / 16:30 / КИНОЗАЛ
С 29 декабря 2022 года по 22 января 2023 года резиденткой «Зари» будет художница Юля Утюгова. В своих художественных практиках Юля опирается на исследование мифологии места. Родившись в г. Дальнегорск на севере Приморья, она с детства помнит местные легенды об упавшем в 1986 году в их краях метеорите. Уфолог Валерий Двужильный описал тогда это явление как свидетельство внеземной жизни, дав месту падения метеорита название «Высота 611». Высота 611 — это и топоним, относящий нас к сопке Известковая в Дальнегорске, и общее название для обозначения места предполагаемого падения, и даже наименование газеты, издававшейся как платформа для дискуссий об аномальных явлениях.
Экспедиция Двужильного обнаружила следы высокотемпературного воздействия на обозначенной высоте и положила начало продолжающейся по сей день, отчасти спекулятивной, конвертации легенды о падении НЛО в последовательное брендирование территории.Юля вспоминает, как остатки метеорита оказались в руках ее мамы, специалиста по сплавам металлов, но вскоре были конфискованы спецслужбами. При этом в Википедии отсутствуют статьи об инциденте с метеоритом или НЛО в Дальнегорске. В работе над проектом художница обращается к теме экзотизации локального, а также к теме ксенофобии. Встраиваясь в логику противопоставления «своих» и «чужих», она изобразит в свойственной ей технике тафтинга — виде текстильного производства — сюжет похищения. Возможно ли сочувственное совместное проживание в наше время?
- Справка:
Юля Утюгова — художница. Закончила МГХПА им. Строганова, кафедра МДмДПИ (керамика и металл). Рассматривает национальность, идентичность, мифологию, социальное пространство, особенности сознания и восприятия. Работает с декоративно-прикладным творчеством, графикой, фотографией, видео, цифровым искусством. Участница групповых выставок в ЦСИ «Артэтаж» (Владивосток, 2022), Дизайн-заводе «Флакон» (Москва, 2021), Государственном Дарвиновском музее (Москва, 2019), Культурном центре ЗИЛ (Москва, 2019), Галерее «ГРАУНД Песчаная» (Москва, 2019).
ВХОД СВОБОДНЫЙ