THERE IS NOTHING THAT CANNOT BE STOLEN FROM AN ARTIST – THAT IS, IF HE IS A TRUE ARTIST. YOU COULD STEAL, LET'S SAY, A GOLD WATCH FROM AN ARTIST. EXCEPT, OF COURSE, GOLD WATCHES RARELY BELONG TO TRUE ARTISTS. SAMUIL MARSHAK
Kozlovskaya, Liza

24 ДЕКАБРЯ 2022 – 15 ЯНВАРЯ 2023 / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

24 ДЕКАБРЯ, 18:30—20:00 / ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ «ЗАРЯ» (ЦЕХ ЦРМ, ВХОД 4)

  • Авторские экскурсии: 25 декабря в 15:30 и 16:00
  • Для посещения обращайтесь на ресепшн ЦСИ «Заря»

Лиза Козловская — художница, определяющая себя как «вокалистка, костюмер, рукодельница и икона стиля», участница художественного движения ДВР. Своей художественной задачей Лиза считает создание системы символов для конструирования художественного метаэтноса и предельного украшения действительности. Метаэтнос в терминологии движения ДВР — это общность, в которой люди приходят к единству не через национальные или территориальные связи, а через особенный вид взаимного чувствования, который можно назвать духовным родством.

В своих работах — одежде и аксессуарах, для создания которых она использует текстиль, вышивку и бисер, художница анализирует региональное этнографическое знание, в то же время фиксируя время и место, в которых она со-существует с соратницами по движению ДВР. Для Лизы также важен процесс художественного наследования и родства: некоторые элементы своих проектов она заимствует из народного творчества и работ «наивных» художников, однако такое цитирование, по словам поэта Вадима Дунаева, является своего рода «эхом оригинала — не спорящим с ним, а усиливающим его звучание». Свои работы Лиза также любит передавать дальше из рук в руки — как реликвию.

Проект Лизы в арт-резиденции «Заря» выстроен вокруг картины «Филиал Вечного града», написанной ее братом — художником Николаем Козловским (творческий псевдоним — Ахъярик Козлический), которую она повторяет в технике бисерного ткачества. «Филиал Вечного града» воплощает для Ахъярика утопическое видение, урбанистический мираж, а Лиза прочитывает в нем потенциал для укрытия от земных невзгод.

Картина «Филиал Вечного града» (2022) была написана по мотивам одноименного керамического панно, эскпонировавшегося на персональной выставке Ахъярика Козлического в ЦСИ «Артэтаж» в 2020 году. В правом нижнем углу изображено существо с горном (оно часто присутствует в работах Ахъярика) — это ангел, приснившийся художнику около 15 лет назад. В «Филиале» ангел — существо женского пола с глазами стрекозы, чья плоть состоит из стали. Свечи, установленные на космическом корабле (центральном элементе картины), — символ памяти об ушедших людях и причастности к вечности и древним знаниям. В нижней части холста стоит шахматный стол — для Ахъярика это взлетная полоса космического корабля, который также можно интерпретировать как своего рода Ноев ковчег.

Во время показа вышивки «Вечный град» в «Заре» Лиза материализует этот стол в экспозиции — он будет установлен перед работой наподобие алтаря. Перед выставкой в «Заре» «Вечный град» будет отвезен в важное для художницы место — скалу на острове Русский, которую участники ДВР прозвали между собой скалой Каганского, в честь участника движения ДВР Александра Каганского, а после Владивостока работа займет свое место в резиденции ДВР в поселке Горноводное.

Таким образом панно станет частью общей системы артефактов метаэтноса группы, процесс экспонирования — своеобразным актом причастия, а только что созданный рукодельный предмет — соизмеримым в своей важности с предметом музейным.

  • Справка:

Лиза Козловская (род. 1990, Владивосток) — художница. Окончила Владивостокский государственный университет экономики и сервиса по специальности «Дизайн». С 2018 года — участница художественного движения ДВР. В 2021 году в галерее «Арка» (Владивосток) прошла ее выставка «Солнце встает и солнце садится» (совместно с Миланой Пестеревой). Принимала участие в групповых выставках «Временное явление» (галерея «32дня», Иркутск, 2019), «Неявные отношения» (ars Котельная, Томск, 2020), II Иркутская молодежная самоорганизованная горизонтальная микробиеннале 3(2) дня (2021), «Она была красива как русский пейзаж» (Музей современного искусства PERMM, Пермь, 2022), «Однажды сегодня: Ветер» (галерея «Порт Арт», Владивосток), «Свет как чувство» (Приморское отделение Союза художников России, Владивосток). Живет и работает во Владивостоке.

Николай Козловский (Ахъярик Козлический; род 1981, пос. Тавричанка, Приморский край) — художник. Окончил Дальневосточный государственный технический университет (Владивосток) по специальности «лингвист» (2003) и Дальневосточный федеральный университет (Владивосток) по специальности «географ» (2013). С начала 2010-х работает в керамике, с 2021-го — в живописи. Провел персональную выставку керамических панно «Шизоокеания» (совместно с Вадимом Дунаевым и Сергеем Иноземцевым; Центр современного искусства «Артэтаж» Владивосток, 2020). В 2022 году в составе группы ДВР участвовал в выставке «Она была красива как русский пейзаж» (Музей современного искусства PERMM, Пермь). Живет и работает во Владивостоке.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Текст: Яна Гапоненко, ментор арт-резиденции «Заря»

10 ДЕКАБРЯ / 15:00 / КИНОЗАЛ

С 6 по 30 декабря резиденткой «Зари» будет владивостокская художница Лиза Козловская — участница художественной группировки ДВР (или «Дальневосточные разлучницы»). Для её творчества характерны прямые заимствования и обращения к общеузнаваемым символам и образам. Цитирование в работах Лизы — это эхо оригинала, не спорящее с ним, а только усиливающее его звучание. На приветственной лекции зрители смогут поближе познакомиться с предыдущими проектами резидентки и узнать о будущей работе в технике бисерного ткачества — воспроизведении картины Ахъярика Козлического «Филиал Вечного града».

В практике рукоделия художницы отразится идея метаэтноса — общности, когда люди приходят к единству не через национальные или территориальные связи, а через особенный вид взаимного чувствования, который можно назвать духовным родством.

Мечты о вечном граде, будь это город из снов или утопическое видение, воплотятся в действительность в процессе рукоделия, а получившееся бисерное панно будет передаваться по наследству как реликвия.

Таким образом, бисероплетение в этом контексте можно рассматривать как воплощённую мечту о вышнем граде, в котором все укроются от земных невзгод и никто не будет отвергнут.

ВХОД СВОБОДНЫЙ