DRAWING IS A FORM OF PROBING. AND THE FIRST GENERIC IMPULS TO DRAW DERIVES FROM THE HUMAN NEED TO SEARCH, TO PLOT POINTS, TO PLACE THINGS AND TO PLACE ONESELF. JOHN BERGER
Yakovleva, Ustina

21 НОЯБРЯ – 7 ДЕКАБРЯ / ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Устина Яковлева (Москва) и Андрей Дмитренко (Владивосток) – молодые современные художники, работают с графикой, живописью, текстилем и объектами. Их работы посвящены, в случае Устины, формам жизни или, в случае Андрея, жизни в среде, в которую помещены изображаемые объекты, похожие на капли воды, пузырьки газа, на водоросли, микроорганизмы, планеты, медузы, метеориты или иные земные или космические тела.

Устина Яковлева участвует во Владивостоке в программе арт-резиденции «Заря», одна из целей которой – активизация обмена с локальной художественной сценой. Выставка выступает попыткой связать воедино индивидуальный опыт двух художников, которые, находясь по разные стороны материка, ищут собственный путь развития на основе классического художественного образования. Обоих связывает, с одной стороны, минималистская пластичность, бледная и спокойная выразительность, способность к аскезе (как в визуальной стороне, так и в очень тщательной, долговременной, усердной подготовительной работе), с другой – преемственность традиций.

Художники словно «пришиты» к жизненному полю, в котором существуют. Андрей идёт по родительской стезе специалистов печатного дела, работавших в владивостокских типографиях. Влияние рукодельных практик мамы и бабушки Устины придало её искусству сильный «женский» импульс, благодаря которому развивается не только мастерство техники, но и образ художницы – спокойной, умиротворённой, гармоничной. Словно перманентно, не сверяясь с часами, она вышивает единое цельное полотно, в котором одни сюжеты и образы перетекают в другие, не разделяясь на эпизоды, но сосуществуя, переплавляются и создают новые формы.

Другая сторона преемственности – это внимание к традиции в изобразительном искусстве. Устину подпитывают примеры влиятельных художниц (Ева Гессе, Луиз Буржуа, Яёи Кусама), работы которых несут в себе мощный импульс сексуальности и одновременно тяготеют к биоморфным образам и формам. Именно на этом пересечении находятся работы Устины, в которых, впрочем, сексуальность скорее медлительная, сокрытая ровным спокойным ритмом, где внутренние переживания упрятаны за производством абстрактной, отстраненной от самой себя среды, то ли асексуальной, то ли андрогинной.

В работе Андрея преемственность другого рода, она опирается на образцы китайских и японских классиков печатной графики. Он берёт у них не только сложность и многослойность техники, но и пытается найти через них новый подход к композиции, работать с ней так, чтобы её основным элементом была пустота, образовавшийся воздух, ничто, – то есть не то, что изображается, а то, что оказывается не изображённым, но словно невольно включенным в изображение.

Этот подход уводит его от традиционных истоков, где он черпает силы, к деконструкции изображения. Так, Андрей начинает работу с перфорацией или с травлением, правда, не доходит до конца процесса, а останавливается там, где поверхность взаимодействует с электролитом, произвольно формируя фактуру, контур, рисунок, цвет. Не так давно он представил свою первую видеоработу, а сейчас экспериментирует с совмещением фотографики и ручной печати. Такое сочетание – инструмент к высвобождению потенциала классических техник, позволяющий получить непрогнозируемый результат.

Оба художника работают через включение, эмпатию, осмысление существующих форм, синхронизацию точек и ошибок. Для них проделанный путь всегда является способом приятия и построения, а не отрицания и разрушения. Если бы существовал термин, обратный художественному авангарду, главным импульсом которого является уничтожение всего старого, в особенности традиций, то эти художники были бы главными представителями движения «авангард наоборот», сохраняя, осмысляя, объединяя и включая всё в тщательно организованную хаотическую среду, которую они формируют совместно, но отдельно, каждый со своей стороны большого материка, никогда не встречавшись и не зная друг друга до этой выставки.

Во Владивостоке Устина и Андрей попробовали наметить точки соприкосновения своих практик, что неизбежно привело и к взаимному влиянию – так, за прошедшие полтора месяца Устина под руководством Андрея освоила некоторые техники печати. Выставка «Среда» - это итог непродолжительной встречи двух миров, каждому из которых предстоит собственный путь и собственное развитие, однако их взаимодействие, возможно, определит новые траектории.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

21 ОКТЯБРЯ / 19:00 / КИНОЗАЛ

Новый резидент «Зари» Устина Яковлева проведет приветственную лекцию, на которой расскажет о своем подходе к искусству и профессиональных практиках.

Устина Яковлева работает с живописью, графикой и инсталляцией, используя такие материалы, как ткани, нити, бусины, бисер. В последнее время художница из Москвы разрабатывает несколько серий, главные действующие персонажи которых напоминают морских существ, моллюсков и медуз. «В этом загадочном подводном царстве свои законы, своя иерархия и типология. У каждого существа свой характер и история взаимоотношений с другими представителями вида», - комментирует Устина.

Известный художественный критик Валентин Дьяконов так характеризует работы автора: «Искусство Устины Яковлевой – это нить Ариадны, предлагающая уму выход из лабиринта, в котором главный враг не разрушительный инстинкт смерти, у греков воплощенный в Минотавре, а вечная жизнь в удобной конфигурации. Ее работы возвращают зрителю связь с процессом, ужасным и возвышенным одновременно, бесконечного деления клеток и метаморфоз живого».

* Устина Яковлева (р. 1987) живет и работает в Москве и Берлине. Окончила художественно-графический факультет Московского педагогического университета и Институт проблем современного искусства (Москва). Среди персональных выставок Устины - «Морфологии превращения» («Kabinett», Берлин, 2016), «Внутри Поверхности» (Галерея «Триумф», Москва, 2012), Inversion, AA collections (Knoll Gallery, Вена, 2012). Участница множества групповых выставок, в том числе «НОГАМИ В ВОДЕ, ГОЛОВОЙ В ОБЛАКАХ» (ВЗ ЗДЕСЬ на Таганке, Москва, 2016), «Пазл Пьера Броше» (Мультимедиа Арт Музей, Москва, 2015), «Детектив» (Московский Музей Современного Искусства, 2014). В прошлом - участница резиденции «Гридчинхолл» (2014, 2015) и ГЦСИ, Кронштадт (2014). Вошла в шорт-лист в номинации для молодых художников STRABAG, Вена, Австрия (2014). Работы находятся в частных коллекциях в России, Англии, Франции, Германии, Австрии и Нидерландах. Познакомиться подробнее с ее работами можно на сайте ustina-yakovleva.isoverse.us/. Проект Устины для арт-резиденции «Заря» будет посвящен морской флоре и фауне.

ВХОД СВОБОДНЫЙ