THE CONTEMPORARY ARTIST, ARCHITECT AND THEORIST RESEMBLE THE NIETZSCHEAN FIGURE OF THE DANCER ON THE ROPE. THE ONLY CRITERION OF THEIR SUCCESS IS THEIR ABILITY TO DANCE ON THE ROPE UNDER THE GAZE OF THE PUBLIC FOR A CERTAIN AMOUNT OF TIME. BORIS GROYS
Shutov, Sergey

28 ОКТЯБРЯ - 28 НОЯБРЯ / МАЛЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ / 0+

ОТКРЫТИЕ: 28 ОКТЯБРЯ / 19:30

Отчётные выставки резидентов Ирины Затуловской и Сергея Шутова открываются 28 октября в 19:30 в малом выставочном зале Центра современного искусства ЗАРЯ.

ЖЕНЬШЕНЬ / ВЫСТАВКА ИРИНЫ ЗАТУЛОВСКОЙ
В основу выставки Ирины Затуловской легли впечатления от поездки во Владивосток, где она вдохновилась природой, близостью океана и влиянием Востока, в результате чего были созданы две серии работ, мотивам для которой послужили повесть Михаила Пришвина «Женьшень» и трактат китайского художника Ши Тао «Беседы о живописи».
Произведения Затуловской всегда возникают на необычных найденных объектах, хранящих память о своем прошлом, - то на обрезках кровельного железа, то на раме окна разрушенного дома или старой кухонной доске. На Дальнем Востоке вместо холста поверхностями Затуловской служат камни со «Стеклянухи», двери бомбоубежища фабрики «Заря» и найденный шерстяной флаг.
На всех этих предметах возникает изображение – лаконичное, простое, иносказательное. Лучше всего про работы Затуловской сказал художественный критик Александр Панов: «Вроде бы пейзаж, а на самом деле — микрокосмос».

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЕ ПИСЬМА / ВЫСТАВКА СЕРГЕЯ ШУТОВА
Изначально в проект «Дальневосточных писем» был заложен особенный ритуал. Из каждого города, в котором бывал Сергей Шутов, он намеревался на отельном бланке писать и рисовать письмо – произведение искусства малой формы, - в котором был бы зафиксирован его опыт времени-пространства. Однако в изначальной задумке проект не был осуществлён и оставил только кипу гостиничных бланков из мест, посещённых самим Шутовым или его друзьями.
Во Владивостоке на этих бланках художник делает серию рисунков. На одних мы видим узнаваемые образы: вот таинственный корабль — он шёл на столкновение со шхуной, на которой Шутов рыбачил в ночь своего 60-летия; вот закодированное семафорной азбукой сообщение: «Серёжа и Ира были здесь». На других — визуальное подобие каллиграфического письма, лишённого всякого содержания.
В статье о работе Сергея Шутова художник-концептуалист Никита Алексеев пишет о времени их знакомства в восьмидесятых годах – времени массовой эмиграции. «Абсурдная и тусклая жизнь» той эпохи обязывала или уезжать или создавать новые «ментально обустроенные» норки, автономные от окружающей реальности, и Шутов создал мир, который способен вместить в себя не его одного. Космос, кибернетика, ядерная физика, психоделическая эстетика – все это объединяется одним вектором, продолжающим импульсы Циолковского, Можайского, Татлина, Королева, Гагарина и других. Все они устремляли взоры людей к небу и космосу, подальше отсюда, стремились отправить нас от мест предопределённой унылости в бесконечное пространство вопросов, оставленных без ответов, потому что «дать исчерпывающий ответ на любой более или менее важный вопрос невозможно».
Шутов всюду «строит» космодромы, его ракеты - покорители вселенной, вдохновлённые волной космического бума 1960-х, - призваны освободить нас от земной пыли и рассеять среди пыли небесной.
Рыболовная шхуна за несколько метров-секунд до столкновения обогнула корму огромного корабля, опасность исчезла, а её силуэт растворился в темноте ночи, как и всё когда-нибудь будет растворено и освобождено.

7 октября / 19:00 / Кинозал / 18+

Приветственная лекция с новыми резидентами «Зари» Ириной Затуловской и Сергеем Шутовым – это возможность познакомиться с признанными героями российской сцены современного искусства, каждый из которых, однако, пришел к признанию с разных полюсов.

Неповторимый художественный язык Ирины Затуловской, с помощью которого она работает как с образами повседневности, так и размышляет добре и зле, вере и безверии, нашел признание не только среди крупнейших музеев, в коллекциях которых можно найти ее работы (среди них Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва)), но и обеспечил ей эпитет «христианского художника».

Сергей Шутов стал первооткрывателем в российском медиаискусстве, участвовавшим в концертах «Популярной механики», съемках легендарной «Ассы» и оформлявшим журнал «Птюч», успешно существуя как на ниве авангардного искусства, так и купаясь в лаврах искусства признанного, представляя Россию на Венецианской Биеннале (2001 год) и войдя в ключевые музейные и частные собрания.

Вход свободный

21 октября / 19:30 / Кинозал / 14+

Сергей Шутов, один из пионеров искусства новых медиа, свою первую видеокамеру купил в 1986 году, потом появился пульт для обработки и сведения видео, 2 видеомагнитофона, компьютер Atari и высокохудожественные интересы. На встрече вы сможете увидеть фрагменты из первых видеоработ Шутова: «Небесный тихоход -2», серию коротких минималистичных анимаций по картинам Тимура Новикова, виджейские работы из легендарного клуба «Птюч». Также вы сможете узнать из уст главного художника фильма «Асса» о том, как создавалась его видеоэстетика.

Сергей Шутов - пионер искусства новых медиа. В конце 1980-х – начале 1990-х работал на пересечении живописи, музыки, перформанса, видео и новых медиа: участвовал в концертах группы "Поп-механика", был автором сюжетов и большинства заставок "Пиратского телевидения". В 1992 создал первую мультимедийную инсталляцию в России - "Чувственные опыты", в том же году основал и возглавил Институт технологии искусства. В 1993 организовал первую в России выставку видео-арта «ДаблуСИТИ», с 1994 руководил практическими занятиями Московской художественной лаборатории новых медиа. Помимо видео- и аудиоинсталляций Шутов, один из зачинателей московского клубного движения, практиковал виджеинг, микшируя в прямом времени видеозаписи на сетах в легендарном клубе «Птюч».

Вход свободный.