ДУМАТЬ НАДО ДО И ПОСЛЕ, ТОЛЬКО НЕ ВО ВРЕМЯ СЪЕМКИ. АНРИ КАРТЬЕ-БРЕССОН
ПИР НЕПОКОРНОСТИ / ЦИКЛ КИНОПОКАЗОВ В РАМКАХ ВЫСТАВКИ «АССЫ В МАССЫ»

18 НОЯБРЯ – 17 ДЕКАБРЯ 2017 / 13 21 ЯНВАРЯ 2018 / КИНОЗАЛ

Центр современного искусства «Заря» представляет цикл кинопоказов «Пир непокорности» в рамках выставки «Ассы в массы», в который войдут фильмы ведущих отечественных кинематографистов рубежа 1980х-1990х годов.

Изменение политического и экономического строя, стремительные перемены социальной жизни, депрессивным фоном для которой была официальная культура, подверженная тотальной эрозии – таков контекст, в котором рождалась новая художественная сцена, заражённая импульсом свободы и критического взгляда на реальность, облаченного игривой карнавальной атмосферой. Кино-эксперименты молодых режиссёров становились красноречивым вызовом государственному кинопроизводству, утрачивающему легитимность, представляя собой сложные высказывания о текущем положении вещей в стране, зачастую в самой невероятной метафорической манере.

В программу вошли ленты Евгения Юфита, Игоря и Глеба Алейниковых, Бориса Юхананова и Евгения Кондратьева, а также документальные ленты о художниках Московского и питерского андеграунда. Программа откроется 18 ноября в 17:00 показами двух документальных лент: «Дом моделей Гарика Ассы «Ай-Да-Люли» и «Белая Река».

Расписание

18 ноября / 17:00

Дом моделей Гарика Ассы / реж. Мириам Ван Виллен / 1999 г. / 40 мин.

Документальный портрет одного из главных идеологов неофициальной художественной сцены 1980-1990-х годов Гарика Ассы – это словно вводная глава к обширной, пока ещё разрозненной антологии о самых интересных художественных явлениях рубежа эпох.

Белая река / реж. Ежи Залесски / 1991 г. / 33 мин.

Главный герой этого документального очерка – Александр Петлюра – художник, дизайнер и перформер. Один из самых ярких художников своего времени, смело синтезирующий различные креативные практики.

19 ноября / 17:00

«Еловая субмарина» с Александром Липницким. / 2006 г. / 64 мин.

Выпуск известной программы, отражающей историю отечественной рок-сцены, посвящен Сергею Курёхину – музыканту-авангардисту, композитору, аранжировщику, создателю и лидеру проекта «Поп-механика».

25 ноября / 17:00

Ретроспектива фильмов Евгения Юфита

Евгений Юфит (1961-2016) – один из наиболее радикальных художников перестроечной эпохи. Работая с различными художественными медиа, Юфит более всего тяготел к кинематографу, создав неповторимую поэтику, в которой сплелись отсылки к киноавангарду 1920-х годов, рефлексия о природе жизни и смерти и утопические идеи создания нового человека. В 1983 году в Ленинграде Юфит основал художественное движение «некрореализм». Мрачная эстетика вкупе с абсурдистскими сюжетами, наполненная черным юмором, репрезентацией различных патологий и специфическим мистицизмом – такие ориентиры выстроили для себя художники-некрореалисты. Евгений Юфит создал несколько короткометражных лент, а его первая полнометражная картина «Папа, умер Дед Мороз» (1989), получил Гран-При на фестивале в Римини. Кино Юфита показывали на крупнейших фестивалях, а в 2005 году Кинофестиваль в Роттердаме посвятил Юфиту специальную программу – выставку фотографий и мировую премьеру его последнего кинофильма «Прямохождение» (2005).

Лесоруб / 1985 / 6 мин.

Санитары-Оборотни / 1984 г. / 5 мин.

Вепри суицида / 1988 г. / 5 мин.

Мужество / 1988 г. / 3 мин.

Весна / 1977 г. / 10мин.

Рыцари поднебесья / 1989 г. / 20 мин.

Воля / 1995 г. / 5 мин.

2 декабря / 17:00

Прямохождение / реж. Евгений Юфит / 2005 г. / 90 мин.

Абсурдистский псевдодокументальный детектив о преуспевающем художнике, случайно обнаружившем архив неизвестного режиссера. На найденных пленках зафиксирован ход археологической экспедиции, результаты которой позволяют иначе взглянуть на историю развития человека. Этот фильм стал своеобразным opus magnum режиссера, где он не просто использует уже знакомые образы и повествовательные приемы, но и критически переосмысляет собственное художественное наследие.

3 декабря / 17:00

Ретроспектива короткометражных фильмов братьев Алейниковых.

Братья Алейниковы – творческий псевдоним режиссеров Игоря и Глеба Алейниковых, лидеров так называемого «параллельного кино» – движения, объединившего ключевых кинематографистов перестроечной эпохи, которые не встраивались в официальную систему кинопроизводства, вдохновляясь экспериментами киноавангарда 1920-х годов. Игорь и Глеб Алейниковы основали в 1985 году журнал «Синефантом», который впоследствии трансформировался в киноклуб и фестиваль – главную отечественную институцию по производству, критическому осмыслению и презентации экспериментального кино.

Метастазы / 1984 г. / 16 мин.

Трактора / 1987 г. / 12 мин.

Я холоден, ну и что? / 1987 г. / 15 мин.

Революционный этюд / 1987 г. / 8 мин.

Жестокая болезнь мужчин / 1987 г. / 10 мин.

История любви Николая Березкина / 1994 г. / 10 мин.

10 декабря / 17:00

Трактористы II / реж. Игорь и Глеб Алейниковы / 1992 г. / 84 мин.

Первый ремейк в истории российского кино. Сюжет знаменитой деревенской комедии Ивана Пырьева «Трактористы» (1930) превращен в абсурдный бурлеск, колхозы-миллионеры – в мафиозные кланы, комсомолка-ударница – в женщину-вамп, пашня – в поле для регби.

17 декабря / 17:00

Игра в ХО / реж. Борис Юхананов / 1987-2006 гг. / 65 мин.

Основная тема фильма касается отношений молодой культуры 80-х к диссидентской культуре 70-х годов. Уезжать или оставаться в СССР – вот основной вопрос, вокруг которого развивается сюжет. В фильме моделируется пространство принципиально несуществующей игры...

13 января / 17:00

Дом на Фурманном / реж. Андрей Сильвестров / 2010 г. / 52 мин.

Фильм рассказывает о первом московском сквоте – пустующем доме в Фурманном переулке, самовольно занятом молодыми художниками в 1987 году. В течение несколько лет (с 1987 по 1990) здесь был центр неофициального искусства столицы.

14 января / 17:00

Ретроспектива короткометражных фильмов Евгения Кондратьева

Евгений Тимофеевич Кондратьев (также известный под арт-псевдонимом «Дебил») – российский киноактёр, сценарист, режиссёр короткометражного кино «артхаус», а также художник и профессиональный фотограф. Наряду с братьями Алейниковыми и Борисом Юханановым является одним из идеологов и активных участников движения «Параллельное кино».

Труд и голод / 1985 г. / 5 мин.

Нанайнана / 1985 г. / 8 мин,

Комета Галлея / 1986 г. / 5 мин.

Сторонник Ольфа / 1987 г. / 5 мин.

Грезы / 1988 г. / 10 мин.

Образование кино. Горизонтальный примитивизм / 1988 г. / 10 мин.

20 января / 17:00

Сумасшедший принц Японец / реж. Борис Юхананов / 1988-2006 гг. / 80 мин.

Одна из глав цикла «Сумасшедший принц» (видеороман в 1000 кассет) – эстетически переосмысленного документального архива об андеграундной художественной сцене 1980-х. Перерабатывая с помощью видео основные положения «Новых» «о культуре», «о жизни после смерти», режиссёр задается вопросом, выживет ли после выхода из подполья бывшая андерграундная культура и, оказавшись теперь в социуме, не окажется ли она мертворожденной.

21 января / 17:00

Сумасшедший принц Эсфирь / реж. Борис Юхананов / 1987-2006 гг. / 85 мин.

Борис Юхананов вместе со своими друзьями Таузом, Салахом, Надей и Олей приезжают для съемок эпизода видеоромана «Сумасшедший принц» к Никите, который в свою очередь находится в киноэкспедиции под Псковом. По пути трагическая история чеченского народа сопрягается с библейской книгой Эсфири (Эстер), видео – с кино, любовь – со смертью, солнце – с ночью, а счастье – со слезами.