ПЕРВЫЙ ИМПУЛЬС К РИСОВАНИЮ ОБЫЧНО ПРОИСТЕКАЕТ ИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ ВЕСТИ ПОИСКИ, НАНОСИТЬ НА БУМАГУ ТОЧКИ, НАХОДИТЬ МЕСТО ДЛЯ ВЕЩЕЙ И ДЛЯ СЕБЯ САМОГО. ДЖОН БЁРДЖЕР
АРХИТЕКТУРА. ОБРЕЧЕННЫЕ НА ОПТИМИЗМ

Собор Святого Иосифа в Могилеве. Поперечный разрез.

8 ИЮНЯ 23 СЕНТЯБРЯ / БОЛЬШОЙ ЗАЛ

Выставка «Архитектура. Обреченные на оптимизм», организованная совместно с Московским музеем современного искусства, расскажет об истории русской архитектуры преимущественно XX века и начала XXI.

«Тема русской архитектуры поднимается в «Заре» впервые, но мы подошли к этому вопросу с особой тщательностью. Находясь в Приморье, в большом отдалении от исторических, культурных и экономических центров, мы, оглядев городской ландшафт, видим себя не в Азии, где находимся географически, а в классическом постсоветском пространстве, где находимся ментально. Через архитектуру городов и стран всегда проступает политический и экономический разговор. Нам интересно говорить об архитектуре как о социальном документе и как о важнейшем искусстве, артефактам которого мы доверили нашу повседневность», — говорит главный куратор Центра современного искусства «Заря» Алиса Багдонайте.

Выставка «Архитектура. Обреченные на оптимизм» представляет своеобразную мастерскую обобщенного героя-архитектора, вечно стремящегося к нахождению баланса между художественным идеалом и прагматикой. Титана, приговоренного профессией к продлению будущего. Такое решение продиктовано честным отношением к невозможности демонстрации самой архитектуры «во плоти», которая занимает свои места в разных поселениях в случае реализованности или же остается эфемерной идеей в голове автора. Потому зрителю предложено знакомиться не с объектами как таковыми, а с образом мышления архитектора. Для этого знакомства выбраны наиболее известные отечественные творцы и множество форм: живопись, графика, концептуальные макеты и мокапы, текстовые манифесты и инсталляции, рабочие чертежи и т.д.

Сценарий выставки по-своему дидактичен — она последовательно пересказывает историю русской архитектуры XX века и начала XXI. Им, как полным дисбаланса, противопоставляется эталонный случай архитектора-самоучки, аристократа и дипломата, палладианца Николая Львова, жившего в эпоху Просвещения. Старинные гравюры и чертежи позволят не только насладиться идеальной графикой той эпохи, но и увидеть то, насколько равноценным автор считал стройность колонн храма и гармонию проекта теплицы, устройство печи и дома, ею отапливаемого.

Нивелирует дидактику калейдоскоп героев, к чьим работам обращается выставка. Тут —Константин Мельников и Александр Бродский, Евгений Васильев и Леонид Павлов, авторский коллектив Московского дворца пионеров и архитектурное бюро «Проект Меганом», Александр Родченко, Илья Чашник, Ель Лисицкий. Важная особенность экспонатов выставки заключается в том, что каждый служит инструментом осмысления иного произведения, расположенного ли где-то на просторах России, оставшегося ли лишь в воображении создателя, но в какой-то момент выраженного в действительности из настоящих материалов, в конкретных контекстах, до самой последней арматуры. Отдельный тип экспонатов – аналитика работ архитекторов прошлого нашими современниками. Например, инсталляция «Коммунальный авангард» и фото-проект «Северное Чертаново». По-настоящему педагогическим кажется фрагмент стены личного дома Константина Мельникова, возведенный в одном из залов ЦСИ «Заря». Он демонстрирует устройство конструкции, повествует о работе материала и значении проемов, изображая оболочку, демонстрирует суть архитектуры.

Среди участников выставки: Евгений Аблин, Юрий Аввакумов, Алексей Бавыкин, Михаил Белов, Елена Белова, Александр Бродский, Евгений Васильев, Андрей Васнецов, Александр Гринберг, Александр Джикия, Лев Дюбек, Владислав Ефимов, Юрий Ионов, Сергей Колчин, Николай Красильников, Юрий Кузин, Михаил Лабазов, Сергей Леонтьев, Эль Лисицкий, Николай Львов, Константин Мельников, Алексей Народицкий, Феликс Новиков, Петр Оранский, Владимир Орельский, Леонид Павлов, Юрий Пальмин, Павел Пепперштейн, Игорь Покровский, Михаил Посохин, Моисей Рейшер, Александр Родченко, Андрей Савин, Алиса Савицкая, Георгий Стефанов, Илья Чашник, Яков Чернихов, Бела Шефлер, Виктор Эльконин, бюро «Проект Меганом», группа «Обледенение архитекторов», бюро «Новое», Nps tchoban voss Берлин + SPEECH Чобан/Кузнецов и др.

Справка:

Куратор выставки Мария Фадеева — журналист, архитектурный критик, исследователь, куратор, преподает курс профессиональной коммуникации в Московской архитектурной школе МАРШ. В 2004 году окончила магистратуру МАРХИ. Во время учебы на протяжении четырех лет работала архитектором. С 2003 года начала писать для различных СМИ об архитектуре, дизайне и развитии города. Один из авторов путеводителя «Новая Москва 4», соавтор идеи образовательного проекта «Свобода доступа», участник команды проекта АРХИWOOD, а также Центра авангарда на Шаболовке, разработчик нескольких экскурсионных программ, посвященных архитектуре XX-XXI вв.

ВХОД СВОБОДНЫЙ