ВИЗУАЛЬНАЯ НИЧТОЖНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ИГРАЕТ И ДРУГУЮ ВАЖНУЮ СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ — ОНА ЗАЩИЩАЕТ В ОБЩЕСТВЕ ВСЁ СЛАБОЕ, НЕПОЛНОЦЕННОЕ, ИНВАЛИДНОЕ. АНАТОЛИЙ ОСМОЛОВСКИЙ
ТОТАЛЬНАЯ ИНСТАЛЛЯЦИЯ ГРУППИРОВКИ ЗИП «ХРУСТАЛЬНЫЙ ТИГР»

27 ЯНВАРЯ 18 МАРТА / МАЛЫЙ ЗАЛ

«Хрустальный тигр» – это интерактивная тотальная инсталляция, которая заимствует название у единственного в Приморской игровой зоне казино. В пространстве «Хрустального тигра» всё наделено двойным значением. В основе инсталляции — знаковая система,шифр, ключом к которому становится сам Владивосток — город, сочетающий в себе приметы Европы и Азии,китайский курорт и русский Сан-Франциско, огромный международный порт и закрытая в прошлом территория.

Проект группировки ЗИП преобразит пространство фабрики и Центра современного искусство «Заря». Частью тотальной инсталляции будет экспозиция в одном из выставочных пространств Центра «Заря», уличная скульптура на территории фабрики, а также соружение «бара» совместно с московским ночным клубом Untitled.

«Интерактивное искусство и открытые модели работы постоянно находятся в фокусе внимания «Зари», потому что они могут многое дать зрителю и художественному сообществу, – говорит главный куратор Центра современного искусства «Заря» Алиса Багдонайте, – Проект ЗИПов даёт нам представление об арт-группе как художественной платформе, которая способна включаться в контекст и отталкиваться от него, создавая новое высказывание, перерабатывать реальность и одновременно задавать импульс к созданию чего-то нового».

«Работы группировки ЗИП всегда сайт-специфичны — их почти невозможно представить вне контекста, в котором и для которого они были созданы. Во Владивостоке никто из участников группы не был, и потому задача «представить образ города» стала ещё более интересной, — рассказывает куратор проекта Елена Ищенко. — Мы много говорили с местными и теми, кто был во Владивостоке, читали исторические очерки и информационные сводки. Прийти к какому-то цельному образу никак не удавалось — он распадался на фрагменты — русский язык превращался в китайский, за решётками тюрьмы обнаруживалась автономия, за фасадами дешевого жилья — уют уединения, а за люксом ресторанов и казино — пустота смыслов. Так родилась идея двойственности, «перевёртыша», новое значение за привычной формой, и над всем этим — знак хрустального тигра, хорошо собирающий многие контексты и вписывающийся в огромное количество знаковых систем».

Группировка ЗИП

Российская художественная группа, созданная в 2009 году в Краснодаре. Над проектом «Хрустальный тигр» работали Евгений Римкевич, братья Василий и Степан Субботины. Группировка ЗИП является основателемКраснодарского института современного искусства (КИСИ), независимого фестиваля уличного искусства«МОЖЕТ», арт-резиденции «Пятихатки» и со-основателем Краснодарского центра современного искусства«Типография». Название группы — аббревиатура Краснодарского завода измерительных приборов (ЗИП), гдедо 2015 года находилась мастерская художников. В своих работах группировка ЗИП обращается к темамтруда, сообщества и самоорганизации, превращая свои тотальные инсталляции в утопические пространствадля работы, отдыха и взаимодействия. В 2017 году группировка ЗИП стала победителем премии Кандинского в номинации «Проект года».

Елена Ищенко

Куратор, художественный критик. Соосновательница независимого журнала о современном искусстве Россииaroundart.org, главный куратор центра современного искусства «Типография» (Краснодар). Работала в музее современного искусства «Гараж» (Москва). Автор текстов о культуре и искусстве для изданий The CalvertJournal, Colta.ru, «Афиша», «Теории и практики» и других. Занимается исследованием современного искусства, уделяя особое внимание самоорганизованным инициативам, развитию искусства за пределами Москвы и художественным сообществам.

Видео с монтажа инсталляции и открытия выставки можно посмотреть на официальном YouTube-канале «Зари» здесь, здесь и здесь.