TO CREATE MEANS TO LIVE, TO ETERNALLY CREATE NEWER AND NEWER THINGS. BUT HOWEVER MUCH WE MOVE THE FURNITURE AROUND THE ROOM, WE WILL NEVER INCREASE IT OR CREATE NEW FORMS FOR IT. KAZIMIR MALEVICH
ВЕЛИКАЯ СВАДЬБА
17 May - 3 August

17 МАЯ – 3 АВГУСТА / КИНОЗАЛ

17 МАЯ / 18:15 / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

Дальний Восток — пространство, которое культуролог Леонид Бляхер метко называет «зоной проточности», где люди, идеи и ресурсы находятся в постоянном движении, создавая особую социальную динамику. Суровые условия жизни сформировали здесь свою культуру отношений — с пониманием условности социальных границ, постоянным обменом ресурсами и практикой дарения. В таком контексте искусство в своем высшем проявлении перестает быть просто объектом созерцания, превращаясь в инструмент сопереживания и взаимной поддержки.

Выставка «Великая Свадьба» художников-«уссурийцев» ярко выражает эту философию. Группа авторов, входящих в арт-объединение ДВР, создала дом-резиденцию в уединённом таёжном посёлке Горноводное, в котором искусство сочетается с самобытным образом жизни. Уже сейчас географический диапазон работ расширяется до Верхоленска и Омска. Художественная практика участников воплощает концепцию «форма-жизнь» — состояние, при котором искусство не отделено от повседневности, а органично вплетено в ткань реальности. Именно благодаря этой концепции искусство становится жизнью, а жизнь — искусством.

В философии «уссурийцев» художник становится живым воплощением «формы-жизни» — не отдельным творцом, а органичным элементом самоплетущегося узора общности. Его индивидуальность проявляется не в изолированных жестах, а в перекличке мотивов, где каждая работа отзывается в другой, создавая единое смысловое поле. Это искусство взаимосвязанного существования: через сотрудничество с людьми и природой, через совместное преодоление трудностей и радостей они созидают свой Сад. Воля художника в этой системе подобна грибнице: она прорастает из личного опыта, но принадлежит всей сети, превращая индивидуальный жест в коллективное высказывание. Так возникает особая экосистема творчества, где границы между искусством и жизнью, между «я» и «мы» растворяются в едином процессе трансформации.

Как должно выглядеть искусство в мире, где оно и повседневность размыты до неразличимости? Требуется органичный синтез итогов творчества и повседневного существования. В практике «уссурийцев» произведения не просто экспонируются, а естественно проживаются: художественные вышивки становятся частью одежды, керамика используется в быту, графика украшает жилое пространство. Если в первобытной культуре творчество было неотъемлемой частью жизненного уклада, а современные институции искусства создали культ автономного эстетического объекта, то участники арт-объединения предлагают диалектически новый путь — осознанный возврат к целостности с учётом всего исторического опыта. Это сознательное стирание границ бросает вызов устоявшемуся автономному пониманию искусства.

«Великая свадьба» — не единичное событие, а перманентный процесс празднования самой возможности соединения в общность. Свадебная метафора здесь становится символом бесконечного создания связей — соединения с окружающей жизнью и слияния искусства с бытием. Это преодоление тех разрывов, которые исторически образовались между жизнью и искусством, между людьми и между человечеством и природой.

«Раскинем шатры свои посреди тайги в заповедных садах, пустимся в дорогу кочевым племенем, поселимся в городах больших и малых — костры наши в тумане светят, озаряя путь наш. По ровному пламени в глазах узнаем друг друга и собратьев по воле».

— Уссурийцы

ВХОД СВОБОДНЫЙ