ПЕРВЫЙ ИМПУЛЬС К РИСОВАНИЮ ОБЫЧНО ПРОИСТЕКАЕТ ИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ ВЕСТИ ПОИСКИ, НАНОСИТЬ НА БУМАГУ ТОЧКИ, НАХОДИТЬ МЕСТО ДЛЯ ВЕЩЕЙ И ДЛЯ СЕБЯ САМОГО. ДЖОН БЁРДЖЕР
НАДЕЖДЫ И НАДЕЖДИНЦЫ / ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ ВАДИМА МАРТЫНЕНКО
14 декабря - 1 февраля 2026

14 ДЕКАБРЯ 2025 11 ЯНВАРЯ 2026 / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ «ЗАРЯ» (ЦЕХ ЦРМ, ВХОД 4)

13 ДЕКАБРЯ / 18:00 / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

В грядущую субботу в мастерской Центра современного искусства «Заря» откроется выставка «Надежды и надеждинцы» — проект фотографа Вадима Мартыненко, созданный во время арт-резиденции во Владивостоке.

«Надежды и надеждинцы» Вадима Мартыненко — это визуальное исследование того, как меняется среда возникающей агломерации «Большого Владивостока», где Надеждинский район становится вектором развития города. Мастер-планы и программы территорий опережающего развития формируют новые зоны урбанизации — кварталы многоэтажной застройки и масштабные промышленные площадки. Эти проекты накладываются на опыт повседневного проживания и локальные представления жителей о территории.

Ландшафт постепенно меняется: природа уступает место стройплощадкам и промзонам. Пространство стремительно трансформируется, в нём возникает особая динамика: дорожные развязки, шум автомобилей, строительство. Логистические потоки сходятся в точках, где раньше царили спокойствие и уединение. Расширение Владивостока приносит новые удобства и связь с «большим» городом, но при этом размывает локальную специфику среды. Надеждинцы оказываются в «подготовительной» временной зоне — между самостью прошлого и обезличенным фрагментом стремительно развивающейся агломерации будущего. Человек в этом «новом» пространстве может чувствовать себя не жителем, а скорее временным пользователем. Укоренённость утрачивается, привычные ориентиры исчезают. На смену им приходят стандартизированные инфраструктурные решения. Так, одновременно с появлением сетевых магазинов и промышленных площадок, исчезает ощущение узнаваемого дома. Уютное место превращается в не-место.

Уходящая повседневность жителей становится объектом документального исследования Вадима Мартыненко. Пытаясь ее зафиксировать, автор проводил полевую работу и интервью. На части фотографий происходят обыденные для людей вещи — рыбалка, охота и отдых на море с палаткой. В свою очередь, идеи для новых фотографий рождались из предыдущих съемок, во время которых случайно попавшие в кадр местные жители рассказывали свои истории. Этот материал стал основой для других фотографий, выполненных в постдокументальном методе. Таким образом автор воссоздает утраченное прошлое через постановочные кадры, на которых происходит реинсценировка пережитого опыта — способ сделать видимыми человеческие представления и соединить документальное с воображаемым.

В проекте взгляд фотографа фиксирует не столько результаты изменения ландшафта, сколько опыт людей, живущих в хрупком равновесии между прошлым и будущим. Пространство становится ареной безмолвного диалога человека, природы и урбанистических планов. В контексте стремительного развития агломерации Вадим наблюдает, как риторика прогресса пересекается с человеческим опытом — как жители пытаются сохранить значимое, не отрицая неизбежность перемен

  • Справка:

Вадим Мартыненко — постоянный участник проектов «Порт приписки Владивосток» и «Посмотри на Владивосток». Участник курсов «Пересобирая взгляд» с Алексеем Павловым, «Зомби-фотография»-3 с Сергеем Новиковым, резидент фотохаба Untitled 2020. Учился в Школе ДокДокДок, курс «Постдокументальная фотография», выпускник ДВФУ по специальности «Регионоведение Индонезии». Его работы опубликованы в изданиях Primamedia, Forbes и Forbes Life, Русский репортер, ELLE decor, DV.Land, artservatory и др.

  • Для посещения обращайтесь на ресепшн ЦСИ «Заря»

ВХОД СВОБОДНЫЙ