СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖНИК, АРХИТЕКТОР И ТЕОРЕТИК ПОХОЖИ НА НИЦШЕАНСКОГО КАНАТОХОДЦА. ЕДИНСТВЕННЫМ КРИТЕРИЕМ ИХ УСПЕХА ЯВЛЯЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННОГО ВРЕМЕНИ ТАНЦЕВАТЬ НА КАНАТЕ ПОД ВЗГЛЯДОМ ПУБЛИКИ. БОРИС ГРОЙС
ЗИМНЯЯ ШКОЛА ХУДОЖНИКА / ИНТЕНСИВ

1218 ДЕКАБРЯ / ОНЛАЙН TIMEPAD / ОФЛАЙН КИНОЗАЛ ЦСИ «ЗАРЯ»

С 12 по 18 декабря 2022 года участников арт-резиденции «Заря» и молодых художников Приморского и Хабаровского края ждет интенсив «Зимняя школа художника» по практике, истории и теории искусства, организованный Владивостокской школой современного искусства (ВШСИ) в «Заре».

Публичная программа Зимней школы включает в себя серию зум-лекций о постколониальном дискурсе в искусстве, особенностях художественного исследования и медиаарте, а также очную лекцию по истории искусства Приморья в кинозале ЦСИ «Заря». Регистрация на лекции — на Timepad. Участие бесплатное.

В профессиональную часть войдут прогулки с Наташей Коробка «Ситуативные формы» — психогеографические исследования района, в котором располагается «Заря» во Владивостоке, и индивидуальные портфолио-ревью, которые проведет куратор Оксана Будулак. Цель портфолио-ревью — помочь молодым художникам определить пути самореализации и дальнейшее направление развития.

РАСПИСАНИЕ ПУБЛИЧНОЙ ПРОГРАММЫ ЗИМНЕЙ ШКОЛЫ (ПО ВЛАДИВОСТОКСКОМУ ВРЕМЕНИ, UTC +10):

  • 12 декабря, понедельник

18:00–20:30 — зум-лекция Оксаны Будулак «Портфолио художника: как писать artist statement и что включать в портфолио» (ссылка на Timepad)

Слушателей ждут практические рекомендации по составлению портфолио и его структуре, а также по тому, как представить свои работы.

Оксана Будулак — куратор, искусствовед, заведующая сектором кураторских практик музейного центра «Площадь Мира» (Красноярск), арт-критик. Автор коммуникационных проектов, арт-резиденций и параллельных программ в рамках Красноярской музейной биеннале, автор и куратор Сибирской лаборатории молодого искусства «Открытие сообщества» (2016) и From Siberia with love (2017), куратор Музейных ночей (2016–2019) и параллельной программы «Недоступная среда» XII Красноярской музейной биеннале «Мир и мiръ» (2017), выставки-исследования и одноименной книги «После Поздеева: 30 лет красноярского современного искусства» (совместно с Александрой Ситниковой), независимых уличных проектов «Репетиция» (2013–2015), «Флаг в руки» (2016–2019). Идеолог и основатель движения «Пушка» (совместно с Иваном Санниковым). Живет и работает в Красноярске.

  • 13 декабря, вторник

18:00–19:30 — зум-лекция Анастасии Богомоловой «Как раскопать свою тему и не закопаться. Методология artist research» (ссылка на Timepad)

Зачем художнику быть исследователем? Как не потеряться в процессе изучения большой темы и какими принципами стоит руководствоваться в работе? Из чего исходить при выборе методов для конкретного художественного исследования? Почему художнику может быть полезно писать тексты о собственных проектах, картировать свои идеи и брать интервью? Лекция Анастасии Богомоловой будет посвящена ключевым вопросам artist research — от проблематики самого понятия до экспериментирования с типом включенности художника в исследовательский процесс.

Анастасия Богомолова — художница, исследовательница. Проекты Богомоловой разрабатывают темы подвижных механизмов памяти и забвения, трудного наследия, а также образы следа в ландшафте. Анастасия — победительница конкурса Present Continuous 2021 (инициатива Фонда V-A-C, Москва, и Музея современного искусства M HKA, Антверпен), финалистка и лауреат гранта конкурса Nova Art 8 (2021), стипендиатка грантовой программы для молодых художников Музея современного искусства «Гараж» (Москва, 2017, 2018), лауреатка премии Credit Suisse & Cosmoscow Prize for Young Artists (Москва, 2016). Участница арт-резиденций в России, Швейцарии, Швеции и Дании. Живет и работает в Екатеринбурге.

  • 14 декабря, среда

18:00–19:30 — зум-лекция Антона Вальковского «Современное искусство и трудное наследие. Часть 1. Медиализация культурной травмы» (ссылка на Timepad)

Как современные художники работают с проблематикой культурной травмы? Что такое общая, инклюзивная, историческая память и как современное искусство может способствовать со-разделению культурного травматического опыта? Как современное искусство содействует охлаждению культурной травмы и активизации процессов примирения?

На первой лекции Антон Вальковский объяснит, что такое культурная травма и трудное наследие, даст краткий исторический обзор стратегий работы современного искусства с культурной травмой (в том числе с неудачными, на его взгляд, примерами) и расскажет о медиализации культурной травмы.

  • 15 декабря, четверг

18:00–19:30 — зум-лекция Антона Вальковского «Современное искусство и трудное наследие. Часть 2. Общая память и проработка травмы» (ссылка на Timepad)

Вторая лекция Антона Вальковского будет посвящена подходам и стратегиям со-разделения культурной травмы и преодоления причиняющей боль асимметрии памяти, в том числе на примерах партиципаторного искусства и искусства сопричастности.

Антон Вальковский — независимый куратор, менеджер социокультурных проектов, кандидат философских наук. Кураторский подход Вальковского включает в себя работу c трудным наследием и современным искусством как инструментом культурной дипломатии и «мягкой силы», а также с различными форматами паблик-арта (микроинтервенциями, искусством соучастия, искусством сообществ) и социально вовлеченного искусства как инструментами социальных и городских изменений. Развивает соучастный подход в социокультурном и музейном проектировании. Занимается исследованием и концептуализацией региональных художественных процессов на Юге России и на Северном Кавказе. В 2018–2019 годах — приглашенный исследователь и куратор Центра искусства и урбанистики (ZK/U, Берлин). Живет и работает во Владикавказе.

  • 16 декабря, пятница

18:00–19:30 — зум-лекция Анны Буали «Введение в медиаарт: искусство vs технологии» (ссылка на Timepad)

На протяжении столетий научное мышление влияло на художественные практики — будь то изобретение камеры обскура, масляной краски, локативных медиа или блокчейна. Зачем нужны технологии искусству? Как медиа становится сообщением? В ходе лекции слушатели получат критический обзор практик и методов работы и восприятия медиаарта.

Анна Буали — искусствовед, преподаватель, программный директор фонда ОСИ, куратор программы «Новые медиа в современном искусстве» Московской школы современного искусства. Ранее — куратор отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва), продюсер «МедиаАртЛаб». Живет и работает в Москве.

  • 17 декабря, суббота

16:00–18:00 — офлайн-лекция Ольги Зотовой «История приморского искусства второй половины XX — начала XXI века» (в кинозале «Зари», вход свободный)

Оттепель и творческие искания в Приморском крае и на Дальнем Востоке (Хабаровск, Магадан, Комсомольск-на-Амуре). Творчество художников Шикотанской группы как разновидность сурового стиля. Создание Дальневосточного института искусств в 1962 году и возможность высшего художественного образования во Владивостоке. Взаимодействие столицы и Владивостока через художников-преподавателей — выпускников Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина и Московского художественного института им. В. И. Сурикова. Зарождение неоавангардных тенденций в 1970-х. Творческие группы «Владивосток», «Штиль» и др. Выход за рамки закрытого города-порта. 1990-е — время свободы. Организация выставок на зарубежных площадках (США, Япония, Республика Корея). 2000-е как период творческих индивидуальностей.

Ольга Зотова — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Музея-заповедника истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева, главный специалист филиала Государственной Третьяковской галереи во Владивостоке, главный редактор журнала «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока», куратор. Живет и работает во Владивостоке.

  • Об авторе прогулок «Ситуативные формы»:

Наташа Коробка — художник, музыкант, ситуационист. Область художественных интересов — творческая самоорганизация в городском пространстве, проектирование событий, работа со вторсырьем, ненужным текстилем и найденными объектами. Соавтор художественной самоорганизации Центр всего «Коробка» (Владивосток, 2017–2019), куратор и участница выставочных и ситуационных проектов в Москве, Владивостоке, Хабаровске и других городах России. Участница первого проекта Лаборатории событий Дома культуры «ГЭС-2» (Москва) на базе галереи «Измайлово» (Москва). Владелица гаражной галереи «Коробка» на окраине Владивостока. Живет и работает во Владивостоке.


Если у вас появились вопросы, пожалуйста, свяжитесь с нами: yana.gaponenko@zaryavladivostok.ru

Владивостокская школа современного искусства (ВШСИ) — самоорганизованная образовательная инициатива, созданная в 2015 году для объединения молодых художников и кураторов Владивостока. Участники ВШСИ были слушателями курсов куратора Андрея Василенко (V-A-C), кандидата философских наук Валентина Матвеенко (книжный магазин «Игра слов»), куратора Натальи Смолянской, философа Бориса Клюшникова, художника Ивана Новикова и др. Выставки художников ВШСИ проходили в квартирах Владивостока, музее «Артэтаж», в океанариуме, казино и на других площадках. В 2019–2022 годах ВШСИ провела ряд кураторских интенсивов и летних школ для работников культуры Сибири и Дальнего Востока. В 2019 году Школа стала лауреатом Всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация» в номинации «Образовательный проект».