ФОРМА СЛЕДУЕТ ЗА ФУНКЦИЕЙ.
 МИС ВАН ДЕР РОЭ
ИРИНА ПЕТРАКОВА / ПОРОХ

14 ФЕВРАЛЯ / 12:00 - 22:00

ИРИНА ПЕТРАКОВА

ПОРОХ

Финальный проект резиденции

Работа проекта: 12:00-22:00

Презентация: 18:00-22:00

К размышлению о значении памяти - как единственному бессмертному стоп-сигналу для современников и особой категории сознания homo sapiens - нас подталкивает проект Ирины Петраковой, выросший из исследовательской работы в тотальную инсталляцию. В память о русско-японской войне 1904-1905 годов объектами выставки, служащей итогом месячной резиденции московского художника во Владивостоке, стали материалы из найденных военных архивов, схемы снарядов и военного вооружения, оцифрованные портреты непосредственных участников боев. Художник прибегает к изобразительному языку графики, в технике фроттажа воспроизведя на холстах бойницы фортификационных сооружений острова Русский, а скульптурой, представляющей из себя пушечные снаряды в натуральную величину, которые при этом никогда не выстрелят - лицом к лицу сталкивает нас с мощью техники и слабостью человека перед ней.

Первоочередной задачей Японии, без объявления войны напавшей на Россию, было захватить Порт-Артур и Владивосток, и под обстрел японских кораблей тогда попал не столько сам город (перекидной огонь с акватории Уссурийского залива был не прицелен и город не повредил), сколько сооружения сухопутных укреплений - форты Суворова и Линевича, строящаяся в то время батарея Соболь, батареи полуострова Басаргина и Уссурийская батарея. Владивосток с его жителями и во Второй Мировой оставался относительно нейтральной для военных разрушений территорией, что наделяет каждого отдельного горожанина право выбирать самостоятельно, какой памятью наделять свою "прививку войной".

Включенная художником в финальный проект видеонарезка из горячих точек современного мира, визуально разделяя пространство места презентации на "тогда" и "сейчас", по факту предлагает зрителю, словно в беззаботном детстве, найти пресловутые 10 отличий между совсем не детскими последствиями военных конфликтов тогда и сейчас или и вовсе сразу поставить между этими промежутками времени знак "равно", не обнаружив эволюции в дипломатических успехах государств - тех и нынешних.

И следуя стоп-сигналу памяти, остается вспоминать строками Пикуля, как «лениво пошевеливая винтами, словно жирные моржи окоченевшими ластами, тяжкие громады броненосцев России ушли зимовать в Порт-Артур, а на рейде Владивостока, внезапно опустевшем, остались осиротелые крейсера — «Россия» и «Громобой», «Богатырь» и «Рюрик»*. Вся команда последнего пала, обороняясь, а единицы выживших были взяты в плен, и именно память об этом, увековеченная в архивах Музея Тихоокеанского флота и переосмысленная актуальным художником Ириной Петраковой, может стать для нас, современников, путеводителем по привычке предавать забвению все утраченное. А также причиной развеять сомнения в необратимости последствий войны. Развеять, словно порох.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Мастерская арт-резиденции

ЦРМ, 5 вход

* Валентин Пикуль "Крейсера", 1985 г.

** Фото команды крейсера "Рюрик" - из архивов Музея Тихоокеанского флота